Генератор - Устройство автомобиля АЗЛК «Москвич-2140»
На автомобиле модификации 2140 установлен генератор типа 29. 3701, а на автомобиле мод. 2138 Г108М. Генератор 29.3701 представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным малогабаритным интегральным регулятором напряжения Я112А. Генератор оборудован выпрямительным блоком БПВ4-60, состоящим из шести кремниевых диодов, соединенных в трехфазную мостовую схему выпрямления; Регулятор напряжения Я112А установлен на пластмассовом корпусе щеткодержателя 11 и закрыт металлическим кожухом. Статор 14 представляет собой пакет, сваренный из пластин электротехнической стали. В восемнадцати пазах статора 14 заложена трехфазная обмотка 13, состоящая из шести непрерывно намотанных катушек. Обмотки фаз соединены между собой звездой. Два штампованных полюсных наконечника 2 напрессованы на вал ротора до упора во втулку 16. Между наконечниками 2 заложена обмотка 15 возбуждения. Концы обмотки 15 припаяны к контактным кольцам 7, изолированным от вала.
Ротор вращается на двух шарикоподшипниках 9 и 18. В крышке 6 со стороны контактных колец размещен выпрямительный блок 5, к трем выводным болтам которого присоединены концы фазных обмоток статора. Генератор типа Г108М представляет собой электрическую машину постоянного тока параллельного возбуждения. К корпусу 32 прикреплены два полюса. Якорь 23 вращается на двух шарикоподшипниках 28 и 34 полузакрытого типа, установленных в передней 20 и задней 25 крышках. Подшипник 28 смазывается консистентной смазкой, закладываемой при сборке генератора. Подшипник 34 смазывается жидкой смазкой через масленку, запрессованную в крышку 20. На крышке 25 расположены два щеткодержателя. Положительная щетка установлена в изолированном щеткодержателе и присоединена к выводной клемме "Я". Отрицательная щетка установлена в неизолированном щеткодержателе и соединена с корпусом 32.
Стартер. На автомобиле мод. 2140 установлен стартер типа СТ117А, а на автомобиле мод. 2138 типа СТ4А. Оба стартера аналогичны по конструкции и принципу действия. Разница в технических характеристиках стартеров зависит от их магнито-электрических параметров, поэтому на рисунке показан только стартер СТ1 1 7А. Стартер СТ117А представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения. На корпусе 40 стартера расположено электромагнитное тяговое реле типа РС-14. Стартер имеет четыре полюса 55, на которых закреплены катушки 57 возбуждения. Три катушки соединены между собой последовательно, а одна параллельно. Якорь 39 вращается в двух бронзографитных подшипниках 44 и 61.
Крышки прикреплены к корпусу 40 двумя стяжными болтами. На крышке 43 установлены два изолированных щеткодержателя и два неизолированных. Изолированные щеткодержатели соединены между собой соединительной перемычкой. К одному из них подведен конец трех последовательно соединенных катушек 57 возбуждения. Второй конец этих катушек присоединен к болту 47 клеммы тягового реле. Для доступа к щеткам и осмотра коллектора в корпусе стартера имеются окна, закрытые защитной лентой 41 с водонепроницаемой прокладкой 42 для того, чтобы избежать попадания грязи в стартер. При включении стартера ток от аккумуляторной батареи поступает на катушки 50, имеющие втягивающую и удерживающую обмотки. Якорь 52 реле под действием электрического поля обеих обмоток втягивается и рычагом 56 вводит шестерню 35 в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. В конце хода якорь 52 замыкает контактным диском 49 главные контакты реле, включая стартер и одновременно замыкая дополнительный контакт 48, замыкающий накоротко дополнительное сопротивление катушки зажигания.
При замыкании главных контактов происходит закорачивание втягивающей обмотки, и якорь 52 удерживается во втянутом состоянии только удерживающей обмоткой. После запуска двигателя и возвращения ключа в выключателе (замке) зажигания в положение 1 ток в цепи удерживающей обмотки реле прерывается и якорь под действием пружины 53 возвращается в исходное положение, выводя рычагом 56 шестерню 35 из зацепления с зубчатым венцом маховика. При этом контактный диск 49 размыкает главные и дополнительные контакты тягового реле.