Мост задний - Устройство автомобиля АЗЛК «Москвич-2140»
Главная передача и полуоси, непосредственно передающие задним колесам крутящий момент двигателя, размещаются в картере заднего моста. В то же время картер моста служит осью для задних колес и одновременно связывает их с кузовом при помощи рессорной подвески. Поэтому задний мост является не только агрегатом силовой передачи, но одновременно и узлом ходовой части автомобиля. Задний мост. Картер 15 заднего моста представляет собой стальную пустотелую балку, в средней части которой предусмотрено окно для установки и закрепления в нем картера 16 главной передачи.
Сзади отверстие картера закрыто приварной штампованной крышкой, которая имеет маслозаливное отверстие с резьбовой пробкой. В нижней части картера заднего моста расположено отверстие для слива масла с магнитной резьбовой пробкой для удаления металлических частиц. К наружным концам картера приварены встык фланцы 1, предназначенные для крепления щитов 10 тормозов. Ближе к концам картера приварены подушки 7 для крепления рессор. В гнезде фланца картера заднего моста установлен опорный подшипник полуоси колеса. Благодаря этому вертикальная реакция силы тяжести автомобиля, приходящаяся на данное колесо, воспринимается как полуосью, так и балкой картера моста. Подшипник 2 закрытого типа, не требующий пополнения смазки в процессе эксплуатации, напрессован на полуось 8 и закреплен на ней запорной втулкой 3, насаженной в горячем состоянии. Наружное кольцо подшипника установлено в гнезде фланца 1 картера и закреплено пластиной 6, привернутой к фланцу болтами. Между внутренним кольцом подшипника и фланцем полуоси поставлена упорная втулка 5, а с внутренней его стороны установлена манжета 4.
Вместе с пластиной крепления подшипника полуоси к фланцу картера заднего моста крепится щит 10 тормоза. Пластина имеет полость для сбора и отвода масла в случае нарушения герметичности манжеты. Для стока масла из полости в щите тормоза имеется отверстие. Наружным фланцем полуось соединяется с тормозным барабаном и колесом при помощи пяти болтов 9. На внутренних концах полуосей накатаны эвольвентные шлицы, входящие в шлицевые отверстия шестерен дифференциала. Установленные в картере заднего моста по обе стороны главной передачи маслоотражатели 36 предназначены для удержания масла на необходимом для работы шестерен уровне при движении автомобиля по дороге с поперечным креном, при прохождении поворотов или при движении по неровной дороге.
При работе заднего моста, особенно с полной нагрузкой, в результате взаимного трения зубьев шестерни картер моста и находящееся в нем масло нагреваются до 90...100" С. При этом в картере повышается давление воздуха и масляных паров, что может привести к просачиванию масла через уплотнения. Для предупреждения повышения давления в картере служит воздушный клапан 11, представляющий собой корпус 14 со сквозным каналом, закрываемым тарельчатым клапаном 12 с резиновым уплотнительным кольцом. Нажимная пружина клапана помещена внутри грязезащитного колпачка 13. На автомобилях мод. 2140 и 2138 используется один и тот же задний мост.
Задняя подвеска. Задняя подвеска автомобилей модификаций 2140 и 2138 зависимая, на двух продольных полу-эллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами телескопического типа и резиновыми буферами сжатия. Рессоры являются основным упругим элементом подвески и ее направляющим устройством, воспринимающим силы и моменты, в том числе реактивные и тормозные, от ведущих колес и передают их кузову автомобиля. Шарнирное крепление рессор к основанию кузова выполнено с помощью стальных пальцев 23 и 40 и съемных резиновых втулок 24. Такое соединение обеспечивает бесшумность работы шарниров, снижает передачу ударных нагрузок и вибраций от колес кузову. Переднее ушко каждой рессоры крепится к кронштейну 42 в передней части лонжерона кузова, а заднее через серьгу, которая соединяет его со втулкой лонжерона.
Для повышения срока службы резиновых втулок в ушки коренного листа рессоры запрессованы и развальцованы тонкостенные обоймы 26, закрывающие стыки в ушках. Переднее ушко коренного листа рессоры загнуто таким образом, что его ось располагается в плоскости, проходящей через середину поперечного сечения листа. Поэтому реакции силы тяги и тормозной силы, действующие вдоль коренного листа не вызывают в нем дополнительных напряжений от изгибающего момента. Рессоры крепятся под балкой заднего моста к его подушкам 7 стремянками 37, которые притянуты к накладкам 36 с помощью гаек. От продольных и поперечных смещений относительно заднего моста рессора фиксируется головкой ее болта, стягивающего листы, входящей в отверстие подушки. Стремянки рессор также крепят и пустотелые резиновые буфера 38. ограничивающие перемещение заднего моста вверх при "ходе сжатий" рессоры. "Ход отбоя" рессоры не ограничивается и определяется ее провисанием в свободном состоянии.
Для повышения долговечности работы рессоры пять составляющих ее листов 29 (кроме нижнего) имеют в поперечном сечении профиль с параболическими кромками. Чтобы исключить сухое трение листов при движении автомобиля, по концам четырех листов установлены противоскрипные пластмассовые прокладки 28, а под стяжными хомутами помещены резиновые прокладки 31 и 33. Для гашения вертикальных колебаний кузова, вызванных упругостью рессоры, в подвеске с наклоном в поперечной плоскости автомобиля установлены гидравлические амортизаторы 19. Такая установка позволяет уменьшить величину рабочего хода (190 мм) штока амортизатора при сравнительно большом общем ходе (260 мм) заднего моста и повысить угловую жесткость задней подвески в поперечном направлении, так как амортизаторы оказывают сопротивление боковым силам, вызывающим крен кузова. Верхние проушины амортизаторов соединены с кронштейнами 18 кузова, нижние с пальцами накладок 36 стремянок через резиновые конусные втулки 20, вставленные в проушины с двух сторон.
При затяжке гайки болта 22 сжатие резиновых втулок ограничено распорной втулкой 21. В нижней проушине резиновые втулки зажаты между чашками 34 и 35. Гашение колебаний в амортизаторе происходит при перемещении поршня со штоком внутри цилиндра за счет гидравлического сопротивления, возникающего при перетекании жидкости через малые отверстия и клапанные щели между полостями рабочего цилиндра, расположенными над и под поршнем, и полостью резервуара.
Переменная жесткость рессор, повышающая плавность хода автомобиля, обеспечивается применением в подвеске дополнительных упругих элементов. В конце наибольшего "хода сжатия" рессоры первым вступает в соприкосновение с лонжероном основания кузова буфер 38, уменьшая прогиб рессоры и тем повышая общую жесткость подвески. При дальнейшем прогибе рессоры ее коренной лист вступает в контакт с дополнительным буфером 39, закрепленным на основании кузова вблизи от переднего конца рессоры. При этом происходит уменьшение активной длины рессоры, а ее жесткость соответственно увеличивается и тем дополнительно повышается общая жесткость подвески.