Силовая установка - Устройство автомобиля АЗЛК «Москвич-2140»
Блок цилиндров 19 основная несущая базовая деталь сложной конструкции, изготавливаемой методом литья из высокопрочного алюминиевого сплава АЛЭ с последующей механической обработкой. В блоке цилиндров размещены основные масляные каналы и полости для охлаждающей жидкости. В нижней части блока имеются пять перегородок, в которых располагаются постели коренных подшипников коленчатого вала. В средней части блока находятся цилиндрические гнезда. предназначенные для установки цилиндров. Крышки 24 коренных подшипников коленчатого вала изготовлены из ковкого чугуна.
Каждая крышка фиксируется двумя установочными штифтами, запрессованными в тело приливов блока, и крепится к блоку двумя шпильками и гайками. На крышке среднего подшипника имеются проточки для установки упорных полуколец 26. которые воспринимают осевые усилия, действующие на коленчатый вал. Крышки коренных подшипников невзаимозаменяемы. Обрабатываются они совместно с блоком после затяжки их крепежа. На фасонных площадках крышек выбиты их порядковые номера. Гильзы 23 цилиндров отлиты из легированного чугуна. В блоке цилиндров гильза фиксируется по цилиндрической поверхности, уплотняется медной прокладкой, которая устанавливается между буртиком гильзы и опорной поверхностью на блоке. Выступание верхнего торца гильз над верхней плоскостью блока цилиндров после предварительного прижатия их к блоку вертикально направленным усилием 49...69 Н (5...7 кгс) должно быть в пределах 0,025-0.120 мм. Головка 17 блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава.
Камеры сгорания в головке блока полусферического типа с двухрядным расположением клапанов. Угол развала клапанов 52 . Впускные и выпускные каналы выполнены в отливке головки блока цилиндров отдельно для каждого клапана и расположены с противоположных сторон: впускные с левой, выпускные с правой стороны. Головка крепится к блоку цилиндров десятью шпильками и гайками. Между головкой и блоком устанавливается прокладка 16 из асбестового картона, пропитанного графитом и армированного стальным каркасом. Коленчатый вал 22 стальной кованый пятиопорный, имеет четыре противовеса, выполненные как одно целое со щеками кривошипов. Для исключения вибрационных нагрузок на двигатель коленчатый вал балансируется динамически. В шейках коленчатого вала под коренные и шатунные подшипники выполнены радиальные сверления, которые попарно соединяются между собой наклонными каналами, просверленными через щеки вала. Эти каналы предназначены для подачи моторного масла к шатунным подшипникам. Вкладыши 29 коренных подшипников тонкостенные сталеалюминиевые. На внутренней цилиндрической поверхности вкладыш имеет кольцевую канавку, через которую подводится масло к сверлениям в коленчатом вале. Диаметральный зазор в коренном подшипнике 0.037...0.080 мм. Передний и задний концы коленчатого вала уплотнены резиновыми самоподжимными сальниками 20 и 33.
На переднем конце коленчатого вала установлены ведущая звездочка 30 цепного привода распределительного вала, ведущая шестерня 32 привода масляного насоса и распределителя зажигания и ведущий шкив клино-ременной передачи. К заднему торцу коленчатого вала прикреплен болтами чугунный маховик 18. Он центрируется по наружной поверхности цилиндрического фланца. На обод маховика напрессован стальной зубчатый венец для шестерни привода стартера.. Поршни 3 отлиты из высокопрочного с хорошей теплопроводимостью сплава АЛЗО (или ЖЛС). Днище поршня имеет сферическую форму. Ввиду того, что масса металла в поршне распределяется неравномерно, его юбка в холодном состоянии имеет сложную геометрическую форму. Юбка поршня представляет собой конус, большее основание которого совпадает с нижней кромкой юбки. Поперечное сечение юбки имеет овальную форму. Овальность составляет 0.305...0.335 мм, конусность 0.018...0.038 мм.
Номинальный зазор, обеспечивающий нормальную работу пары поршень гильза цилиндра, составляет 0.06...0.08 мм (измеряется в направлении большой оси эллипса, перпендикулярной оси поршневого пальца). Для уменьшения радиальной составляющей от давления газа на стенку поршня ось отверстий в бобышках под поршневой палец смещена на 1.5 мм в правую сторону двигателя. Такое смещение пальца снижает износ как трущейся пары (поршень-гильза), так и возможный стук поршня при работе двигателя. Для улучшения условии приработки поршня к зеркалу цилиндра юбка поршня покрыта слоем олова толщиной 0.0040,006 мм. На цилиндрической поверхности головки поршня имеются три кольцевые канавки для установки поршневых колец: две верхние для компрессионных колец, нижняя для маслосъемного кольца. Выше канавок под компрессионные кольца расположены пять мелких кольцевых проточек, частично задерживающих газы перед поршневыми кольцами.
Поршневые кольца изготавливаются из индивидуальных отливок и покрыты: верхнее компрессионное пористым хромом, следующее оловом для ускорения приработки и увеличения срока службы. Шатун 25 стальной кованый. Стержень шатуна имеет двутавровое сечение. Разъем нижней головки в плоскости, перпендикулярной стержню шатуна. Крышка нижней головки шатуна обрабатывается совместно с шатуном. Крышки шатунов не обладают взаимозаменяемостью, то есть каждому шатуну соответствует только его собственная крышка. Для правильной установки крышки на шатуне на крышке имеются специальные выступы, полученные при ковке, которые при сборке шатуна должны располагаться с одной стороны.
Шатунные болты изготовлены из высококачественной легированной стали. Шатунные гайки самоконтрящиеся (шплинты не применяются). Вкладыши 28 шатунных подшипников аналогичны по своей конструкции вкладышам коренных подшипников и отличаются только размерами. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Нормальный зазор между шейкой коленчатого вала под шатунный подшипник и рабочей поверхностью вкладыша шатунного подшипника составляет 0,030... ...0.074 мм. Шатун с поршнем соединен посредством стального пустотелого пальца 8 плавающего типа (при рабочей температуре двигателя палец проворачивается как в головке шатуна, так и в бобышках поршня). В осевом направлении палец фиксируется специальными стопорными кольцами, которые вставлены в проточки бобышек поршня. При температуре поршня 20 "С палец должен быть установлен в бобышки поршня с зазором или натягом до 0,0025 мм, во втулку верхней головки шатуна с зазором 0.0045...0.0095 мм.
Маковин 18 двигателя отлит из серого чугуна, крепится к коленчатому валу болтами. На наружную цилиндрическую проточку маховика напрессован стальной зубчатый венец. Балансируется маховик статически. Масляный картер двигателя отлит из алюминиевого сплава. Для улучшения охлаждения моторного масла на наружной и внутренней поверхностях картера выполнены ребра. Кроме того, ребра увеличивают и жесткость конструкции. Разъем между картером и блоком цилиндров уплотняется резино-пробковой плоской прокладкой. Клапаны 36 и 43 механизма газораспределения изготовлены из жаропрочной стали методом высадки. На рабочей фаске выпускных клапанов имеется кольцевая наплавка из специального сплава, что обеспечивает их высокую долговечность. Клапаны расположены в головке блока цилиндров под углом по отношению к вертикальной плоскости двигателя и перемещаются в металлокерамических направляющих втулках 44, запрессованных в отверстия головки блока.
Клапаны имеют по две пружины: наружную и внутреннюю, установленные между нижней и верхней опорными тарелками. Верхняя опорная тарелка 37 удерживается на стержне клапана двумя сухарями 38. В верхних опорных тарелках установлены уплотняющие резиновые кольца 41, а снаружи маслозащитные колпаки 42 для предотвращения попадания масла в зазоры между втулками и стержнями клапанов. Стержни клапанов приводятся в движение от кулачков распределительного вала через коромысла. Распределительный вал 13 чугунный, установлен в головке блока цилиндров на трех опорах, выполненных непосредственно в теле стоек головки цилиндров. Для облегчения установки вала отверстия подшипников имеют разные диаметры. Наибольший диаметр имеет передний подшипник. В осевом направлении распределительный.
1 Крышка канала подвода жидкости в рубашку головки блока цилиндров.