Система охлаждения - Устройство автомобиля АЗЛК «Москвич-2140»
Система охлаждения служит для принудительного отвода тепла от головки и цилиндров двигателя и передачи его в окружающую среду. Система охлаждения включает радиатор с жалюзи. расширительный бачок, водяной насос, вентилятор, термостат и шланги. Система охлаждения герметичная, что обеспечивается пробкой радиатора, имеющей выпускной клапан, рассчитанный на избыточное давление 0.05 МПа (0,5 кгс/см''), что дает возможность эксплуатировать двигатель на форсированных режимах при температуре охлаждающей жидкости до 107 "С без ее вскипания, и впускной клапан для компенсации разрежения в радиаторе при охлаждении двигателя во время стоянки.
Наливная горловина радиатора соединена пластмассовым шлангом с расширительным бачком, в котором содержится резерв охлаждающей жидкости. При нагревании двигателя и увеличении объема жидкости она перетекает в бачок, а при охлаждении двигателя возвращается в радиатор. Этим обеспечивается постоянное максимальное заполнение системы охлаждения без воздушных пробок. Охлаждающая жидкость из радиатора насосом направляется в продольный канал, выполненный в блоке со стороны выпускного трубопровода, и через вертикальные отверстия в головке блока цилиндров поступает в рубашку головки, омывая стенки камер сгорания, направляющие втулки и седла клапанов. Затем жидкость через рубашку впускной трубы, обогревая ее, попадает через термостат в верхний бачок радиатора.
Циркуляция охлаждающей жидкости в рубашке блока цилиндров естественная (термосифонная) и происходит вследствие вытеснения нагретой жидкости из рубашки блока более холодной, поступающей из водяной рубашки головки. Температурный режим двигателя автоматически регулируется термостатом, который обеспечивает ускоренный прогрев двигателя после пуска и поддерживает необходимую температуру двигателя в процессе его работы. Помимо термостата, автоматически регулирующего температуру охлаждающей жидкости двигателя, на автомобиле предусмотрены жалюзи радиатора, управляемые вручную с места водителя и применяемые, в основном, в холодное время года.
Температура охлаждающей жидкости в двигателе контролируется термоэлектрическим прибором, находящемся на панели приборов. Датчик прибора установлен во впускной трубе двигателя. Система охлаждения заполняется на заводе незамерзающей жидкостью антифризом ТОСОЛ А40 (раствор этилена гликоля с антивспенивающими коррозионными присадками в воде). При отсутствии жидкости ТОСОЛ А40 и необходимости эксплуатировать автомобиль зимой в систему охлаждения можно заправлять антифриз марки 40 (температура замерзания минус 40 "С).
При пользовании антифризами надо соблюдать осторожность, так как они ядовиты при попадании в пищевой тракт организма. Кроме того, при попадании на окрашенную поверхность кузова, антифризы вызывают ее повреждение.
Водяной насос 16 (см. рис. 18) центробежного типа, установлен на передней части блока двигателя Между корпусом 35 (рис. 20) насоса и стальной пластиной 37, а также между пластиной и блоком цилиндров, установлены паронитовые прокладки 36 и 38. Насос вместе с пластиной крепится к блоку четырьмя болтами. Кроме того, пластина притягивается к блоку еще в одной точке с помощью болта и гайки. Этот болт служит одновременно для крепления установочной планки генератора. В корпусе 35 насоса, отлитом из серого чугуна, на двух шариковых подшипниках полузакрытого типа установлен вал 28. Между подшипниками расположена распорная втулка. К заднему торцу вала болтом крепится крыльчатка 34. Для предотвращения проворачивания крыльчатки на валу и в отверстии ступицы крыльчатки имеются лыски.
Крыльчатка насоса отлита из ковкого чугуна и имеет спиральные или прямые лопасти. На передний конец вала напрессована ступица 27 крепления шкива вентилятора. Вал в корпусе уплотнен сальником, состоящим из уплотнительной шайбы 29, резиновой манжеты 32 и пружины 31. Пружина одним концом упирается в торец ступицы крыльчатки, а другим через латунную обойму 30 прижимает манжету и уплотнительную шайбу к шлифованному торцу корпуса насоса. Шайба изготовлена из свинцовографитовой композиции. Вал насоса удерживается от осевого перемещения по внутренней обойме подшипников упорным разрезным кольцом, входящим в проточку вала, и ступицей шкива, а по наружной обойме подшипника стопорным кольцом, входящим в проточку корпуса. Для предохранения подшипников от попадания в них жидкости, случайно просочившейся через уплотнение, в нижней части корпуса насоса имеется сливное отверстие, выполненное в литье. Для смазывания подшипников в корпусе установлена угловая прессмасленка.
Снаружи радиатор охвачен каркасной рамкой, которая увеличивает его жесткость и служит для крепления радиатора к щиту кузова автомобиля. Кроме того, к рамке крепятся жалюзи радиатора. Подводной патрубок радиатора соединен с патрубком впускной трубы резиновым шлангом со стяжными ленточными хомутами. Отводной патрубок соединен с водяным насосом промежуточным звеном литым алюминиевым патрубком, который крепится к блоку цилиндров болтом. Патрубок имеет отверстия под сливной краник и угольник шланга отопителя. Пробка 13 радиатора плотно закрывает наливную горловину благодаря прижатию диафрагменной пружины пробки к горловине.
Конструкция и работа узла описаны в разделе "Система охлаждения двигателя" автомобиля мод. 2140. Жалюзи радиатора предназначены для ограничения потока воздуха, циркулирующего через радиатор. Жалюзи представляют собой набор вертикально расположенных пластин-створок 8. вращающихся на своих осях 7 в отверстиях контурной рамки. Управление жалюзи тросовое (в оболочке), выведено в кабину водителя и расположено на кронштейне с левой стороны под панелью приборов. На рукоятке 25 управления жалюзи предусмотрен шарик-фиксатор 24, предназначенный для удержания пластин-створок жалюзи в нужном положении. Рукоятка, в зависимости от температуры окружающего воздуха и режима работы двигателя, может быть установлена в любом промежуточном положении для получения необходимой степени охлаждения радиатора.
Термостат предназначен для поддержания теплового режима двигателя. При температуре 80 С гофрированный баллон 19 термостата расширяется и открывает клапан. Охлаждающая жидкость начинает частично циркулировать в системе охлаждения двигателя. При нагреве охлаждающей жидкости до температуры 90 С клапан термостата открывается полностью, обеспечивая проход жидкости в радиатор. В тарелке клапана 17 термостата сделано отверстие диаметром 3 мм, которое предназначено для выхода воздуха из рубашки двигателя при заполнении системы охлаждения жидкостью, когда клапан термостата полностью закрыт.