Смазка мотора - Устройство автомобиля АЗЛК «Москвич-2140»
Смазочная система двигателя комбинированная, при которой часть деталей смазывается маслом под давлением, создаваемым масляным насосом, а часть разбрызгиванием. В смазочную систему включен полнопоточный фильтр 8 с бумажным фильтрующим элементом. В случае загрязнения фильтрующего элемента и увеличения вследствие этого его сопротивления масло может поступать в систему через перепускной клапан 2. минуя масляный фильтр.
Дополнительно для очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала имеются полости под пробками-заглушками, в которых задерживаются твердые посторонние включения, оказавшиеся в масле. Масло заливается в двигатель через наливную горловину в крышке головки блока цилиндров. Полость под крышкой сообщается с картером двигателя четырьмя вертикальными каналами (выполнены в литье), проходящими через головку и блок цилиндров. Уровень масла в картере контролируется специальной измерительной линейкой (щупом), на которой нанесены риски-указатели с надписями "min" и "max".
Масло из картера двигателя поступает к насосу через фильтрующую сетку маслоприемника 4 по трубке. Из насоса масло под давлением поступает в корпус 12 полнопоточного фильтра и через фильтрующий элемент И в главную масляную магистраль (в продольный канал в блоке цилиндров) и далее по сверлениям в перегородках блока цилиндров подводится в кольцевые канавки коренных подшипников коленчатого вала. Часть масла, прошедшего через эти канавки, расходуется для смазывания шеек коленчатого вала, а часть проходит через наклонные каналы в шейках и щеках вала к шатунным подшипникам.
Масло, выходящее из подшипников коленчатого вала, разбрызгивается на зеркала цилиндров, поршневые пальцы, звездочку и натяжное устройство привода механизма газораспределения. Для смазывания газораспределительного механизма масло из главной магистрали поступает по вертикальному каналу г в блоке цилиндров и головке блока цилиндров к задней шейке распределительного вала и далее по каналам д осей 16 коромысел к подшипникам распределительного вала, кулачкам и коромыслам. По кольцевой канавке ж на шейке передней части распределительного вала масло по каналу з попадает на поверхность упорного фланца и разбрызгивается на зубья ведомой звездочки приводной цепи (место V).
Стержни клапанов и их направляющие втулки смазываются разбрызгиванием. По каналам в кулачках распределительного вала масло из центрального канала поступает для смазывания трущихся пар: кулачки - опорные пятки коромысел клапанов (место 111). По каналу в нижней крышке привода механизма газораспределения масло подается для смазывания зубьев шестерен привода масляного насоса и распределителя зажигания. Нормальная рабочая температура масла поддерживается благодаря эффективному его охлаждению, в основном на поверхностях блока цилиндров и масляного картера, материал которых имеет высокую теплопроводность. Развитая путем оребрения наружная поверхность картера увеличивает передачу тепла в воздух. Слив отработавшего масла из картера двигателя производится через отверстие, расположенное в нижней части масляного картера, которое закрыто резьбовой пробкой и уплотнено паронитовой прокладкой.
Из корпуса полнопоточного фильтра масло сливается через отверстие, закрытое пробкой, имеющей коническую резьбу. Давление масла работающего двигателя контролируется приемником (манометром), расположенным в комбинации приборов. Датчик 9 давления масла установлен в крышке корпуса полнопоточного масляного фильтра. Манометр и датчик давления масла работают по принципу импульсного термоэлектрического устройства. У обкатанного прогретого двигателя при работе с малыми частотами вращения на холостом ходу давление в системе смазки обычно не превышает 0,07 МПа (0,7 кгс/см*). По мере износа двигателя давление снижается.
1 Крышка фильтра.
2 Перепускной клапан полнопоточного фильтра.
3 Датчик указателя давления масла.
4 Маслоприемник с сетчатым фильтром.
5 Пробка маслоуловительной камеры.
6 Крышка головки блока с маслоналивной горловиной.
7 Редукционный клапан масляного насоса.
8 Шестерня привода вала масляного насоса и распределителя зажигания.