Масляный картер 26 стальной штампованный. К боковым стенкам картера приварены перегородки, играющие роль успокоителей масла. Между фланцем картера и блоком, к которому он крепится пятнадцатью винтами, установлены две пробковые прокладки и две боковые прокладки из резино-пробковой композиции. Масляный насос 1 односекционный шестеренчатый, расположен в масляном картере и крепится к нижней части блока цилиндров двумя болтами. Насос приводится во вращение парой шестерен с винтовыми зубьями от распределительного вала. Между фланцем насоса и блоком цилиндров установлена уплотнительная прокладка. Шестерня 12 привода масляного насоса соединена с ведущим валом штифтом. Ведущая шестерня И насоса установлена на валу на шпонке, а ведомая шестерня 10 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Корпус насоса и его крышка отлиты под давлением из алюминиевого сплава. Масло поступает в насос через маслоприемник, состоящий из штампованного стального колпака и фильтрующей сетки 9, удерживаемой на колпаке пружинным стержнем. Для ограничения давления при средних и больших частотах вращения коленчатого вала в насос встроен предохранительный клапан 13.
При повышении давления в системе смазки выше допустимого приоткрывается предохранительный клапан и перепускает масло из полости нагнетания А в полость всасывания Б. Регулировка предохранительного клапана производится на специальном стенде. Фильтр грубой очистки масла 3 пластинчато-щелевого типа, установлен на двигателе и включен в главную масляную магистраль последовательно. Фильтр состоит из корпуса, фильтрующего элемента и перепускного клапана. Корпус отлит из алюминиевого сплава. Фильтрующий элемент состоит из фильтрующих 23 и промежуточных 22 пластин. Толщина промежуточных пластин, равная 0,08 мм, определяет размер частиц, которые задерживаются фильтром. Для очистки пластин между фильтрующими пластинами имеются неподвижные очищающие пластины 24. Фильтрующие и промежуточные пластины установлены на валике 21, имеющем рычаг с муфтой свободного хода. В крышке валик уплотнен резиновым конусным сальником.
Муфта свободного хода позволяет при помощи рычага вращать валик и вместе с ним набор пластин в одном направлении. Муфта состоит из пружины 19. плотно охватывающей валик 21 и втулку рычага, свободно посаженную на валик При повороте рукоятки по часовой стрелке пружина разжимается, ослабляя на тягу. и тем самым обеспечивается свободный ход рычага. При повороте рычага против часовой стрелки пружина закручивается и ведет за собой валик. Во время вращения валика очищающие пластины удаляют отложения, скопившиеся в промежутках между фильтрующими пластинами. В нижней части корпуса фильтра имеется отверстие для слива отстоя, закрытое пробкой 29. Перепускной клапан 17 расположен в корпусе фильтра и представляет собой шарик с пружиной. Масло от масляного насоса поступает в корпус фильтра, проходит, очищаясь, через щели фильтрующего элемента и попадает в центральную масляную магистраль.
Если фильтрующий элемент загрязнен, то масло будет проходить в центральную магистраль через перепускной клапан, минуя фильтрующий элемент. В этом случае масло не подвергается очистке. Чтобы избежать такого явления, рекомендуется после дневной эксплуатации автомобиля повернуть последовательно рычаг вправо и влево 6-8 раз. Фильтр 25 тонкой очистки масла стальной, установлен на кронштейне правого брызговика кузова. Внутри корпуса фильтра расположена центральная трубка, приваренная ко дну корпуса. К нижнему концу трубки приварен тройник для слива масла из фильтра и масляного радиатора в картер двигателя. В верхней части центральной трубки имеется калиброванное отверстие а. В дне корпуса сделаны два отверстия: одно с трубкой для подвода масла и другое, закрытое резьбовой пробкой 28, для слива отстоя.
Корпус фильтра герметически закрыт крышкой, которая притянута гайкой, навинченной на верхний резьбовой конец центральной трубки. Под крышкой установлена паронитовая прокладка, а под головкой гайки - медная шайба. Фильтрующий элемент типа ДАСФО-З состоит из набора отдельных фильтрующих картонных деталей пластин 27 и прокладок 26, имеющих в средней части вырезы. Пластины и прокладки стянуты между двумя стальными крышками металлическими стяжками. Концы стяжек закреплены проволочными запорными кольцами. Масло, поступающее в корпус фильтра, проходит через зазоры между прокладками и пластинами во внутренние полости прокладок. Очищенное масло, поступившее в центральный канал элемента, проходит через калиброванное отверстие внутрь центральной трубки и стекает в картер двигателя. Диаметр калиброванного отверстия ограничивает количество масла, проходящего через фильтр, в случае нарушения плотности соединения частей фильтрующего элемента. Этим предотвращается падение давления масла в системе. фильтр тонкой очистки отфильтровывает мельчайшие частицы продуктов износа и смолистые вещества, находящиеся в масле. Для быстрого прогрева фильтра по торцам деталей фильтрующего элемента имеются отверстия, через которые холодное неочищенное масло проходит в центральный канал элемента и через калиброванное отверстие в центральной трубке стекает в картер.
Масляный радиатор 1 ленточно-пластинчатого типа, установлен перед основным радиатором автомобиля и включен в магистраль параллельно фильтру тонкой очистки. Масляный радиатор служит для поддержания нормальной температуры масла, обеспечивающей высокую работоспособность подшипников коленчатого вала. Масло из главной магистрали через тройник, гибкий шланг, запорный кран 3 и впускной клапан 2 плунжерного типа поступает в масляный радиатор. Охлажденное масло возвращается по гибкому шлангу через тройник фильтра тонкой очистки, шланг и трубку крышки коробки толкателей в картер двигателя. Клапан 2 служит для регулировки подачи масла в радиатор в зависимости от режима работы двигателя, запорный кран 3 для сезонного включения и выключения радиатора.
Приемник указателя давления масла расположен в комбинации приборов. На шкале указателя нанесены цифры О, 2, 4 и 6 (размерность кгс/см). При выключенном зажигании стрелка прибора стоит на нуле или слева от нуля. Один конец биметаллической пластины 8 с обмоткой из тонкой проволоки большого сопротивления прикреплен неподвижно к корпусу приемника, а другой шарнирно соединен со стрелкой. Обмотки пластин приемника и датчика включены в цепь последовательно. При нагревании пластины приемника током, проходящим по ее обмотке, пластина деформируется и отклоняет стрелку в правую сторону. Величина перемещения стрелки зависит от степени нагрева пластины, связанного с работой датчика.
Датчик указателя давления масла. Конструкцию и работу см. в разделе "Узлы смазочной системы и вентиляции карьера" автомобиля модификации 2140. Система вентиляции масляного картера служит для удаления картерных газов и паров бензина из картера двигателя. Во время работы двигателя через поршневые кольца и зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками в картер прорывается некоторое количество отработавших газов.