Вакуумный тормозной усилитель - Устройство автомобиля АЗЛК «Москвич-2140»
Вакуумный усилитель, установленный между педалью тормоза и главным цилиндром и укрепленный болтами на щите передка, предназначен для создания дополнительного усилия на штоке поршня главного цилиндра. Его корпус состоит из основания 17 с крышкой 23. соединенных между собой через утолщенный фланец резиновой диафрагмы 21 кольцом 22 с просечками. Диафрагма, надетая на фланец поршня 15 и закрепленная запорным кольцом 16, делит корпус усилителя на две камеры: переднюю (между крышкой корпуса и диафрагмой) и заднюю (между диафрагмой и основанием корпуса). На крышке корпуса установлен обратный клапан 29, соединяющий с помощью шланга 30 полость под крышкой со впускной трубой двигателя. Он препятствует попаданию бензиновой смеси в вакуумный усилитель и поддерживает постоянное разрежение в его передней камере при работающем двигателе.
Рабочая форма диафрагмы 21 обеспечивается опорным кольцом 20 и опорным диском 19, состоящим из двенадцати стальных секторов, заключенных в тонкую пластмассовую оболочку и соединенных с одной стороны выступами фиксирующей шайбы 3. С другой стороны секторов установлена опорная шайба резинового центрального (вакуумного и воздушного) клапана 1, вставленного в отверстие фиксирующей шайбы, через которую усилие возвратной пружины 2 передается на центральный клапан и прижимает его к торцу поршня 15. Секторный же диск вместе с диафрагмой 21 и тарелкой 24 постоянно прижат возвратной пружиной 28 поршня к кольцевому упору 18, приваренному к корпусу усилителя. Торец поршня имеет небольшую конусность и опорные кольцевые выступы: внешний (седло вакуумного клапана) и внутренний (седло воздушного клапана), между которыми расположены отверстия, выходящие в заднюю камеру усилителя. С атмосферой же задняя камера может соединяться каналами центрального отверстия поршня, в котором установлены шток 27 с регулировочным болтом 26, стопорной шайбой опорной тарелки 24 и регулировочным винтом 7 центрального клапана, а также толкатель 9 поршня с обжатой на его конце опорой 14.
Регулировка винтом 7 определяет взаимное положение деталей клапанного механизма, а значит и момент перекрытия каналов и отверстий, соединяющих обе камеры усилителя. Опора 14 толкателя фиксируется в поршне прижимной втулкой 8, в которой установлен воздушный фильтр 10. В радиальном направлении поршень зафиксирован направляющим кольцом 4 и уплотнен манжетой 5. На горловину корпуса усилителя и прижимную втулку надет резиновый защитный чехол 13, предохраняющий рабочую поверхность поршня от механических повреждении и загрязнении. При отпущенной педали тормоза 11 клапанный механизм находится в исходном положении, т. е. центральный клапан 1 прилегает только к внутреннему выступу торца поршня 15 (вакуумный клапан открыт) и разрежение из передней камеры через отверстия в опорной тарелке 24, опорном диске 19 и поршне передается в заднюю камеру вакуумного усилителя. Таким образом, при отторможенном состоянии системы и при работающем двигателе в усилителе с обеих сторон диафрагмы создается постоянное одинаковое разрежение. При нажатии на тормозную педаль толкатель 9 перемещает поршень, который, воздействуя на нижние концы секторов, заставляет их поворачиваться относительно кольцевого буртика опорной тарелки 24. При этом устраняется зазор между центральным клапаном 1 и наружным кольцевым выступом торца поршня (вакуумный клапан закрыт), и камеры усилителя разобщаются между собой. Усилие, необходимое для прогиба опорного диска, меньше усилия возвратной пружины 28. поэтому опорная тарелка 24 остается пока неподвижной.
При дальнейшем движении поршня и соответствующем увеличении угла поворота секторов опорного диска появляется зазор между центральным клапаном 1 и внутренним кольцевым выступом торца поршня 15 (воздушный клапан открыт). Атмосферный воздух через фильтр 10, отверстия в прижимной втулке 8 и опоре 14, через каналы и отверстия в поршне 15 поступает в заднюю камеру усилителя. В передней камере сохраняется разрежение. Под действием возникшей разности давлений в камерах усилителя создается дополнительное усилие, передаваемое на шток 27 через опорный диск 19, диафрагму 21 и опорную тарелку 24 со стопорной шайбой. Это усилие суммируется с усилием, прилагаемым к педали тормоза, преодолевает сопротивление возвратной пружины 28 и передается штоком 27 поршню 34 главного цилиндра тормоза. Давление воздуха на диафрагму со стороны задней камеры воздействует на опорный диск и стремится повернуть его секторы относительно кольцевой кромки опорной тарелки в обратном направлении, т. е. вернуть клапанный механизм в исходное положение. Однако, если усилие на педаль тормоза продолжает возрастать, положение секторов диска и клапана измениться не может (см. схему 1 А) и усилитель продолжает увеличивать давление жидкости в системе гидропривода тормозов (коэффициент усиления 2,2). Если усилие на педали тормоза не увеличивается, то подвижные детали усилителя придут к равновесному состоянию, т. е. (см. схему 1 Б) центральный клапан плотно прижмется одновременно к обоим кольцевым выступам торца поршня (вакуумный и воздушный клапаны закрыты). Давление воздуха в задней камере перестанет увеличиваться, поршень остановится и давление в системе гидропривода тормозов будет удерживаться постоянным. При снятии усилия с педали тормоза механизм усилителя под действием возвратных пружин возвращается в исходное положение.
Главный цилиндр тормоза. Последовательно с вакуумным усилителем установлен двухкамерный главный цилиндр тормоза, служащий для одновременного создания давления в обоих контурах гидропривода тормозов. Он состоит из чугунного корпуса 25 с установленными в нем поршнями 34, 39 в сборе и возвратных пружин 37, 40. По бокам корпуса главного цилиндра, который крепится своим фланцем к вакуумному усилителю с помощью двух несъемных болтов, имеются приливы с резьбовыми отверстиями для присоединения трубок 41 гидропривода. Сверху установлен питательный бачок 44, разделенный перегородкой на две секции. Он соединен с корпусом при помощи двух резиновых соединительных втулок 43 с пластмассовыми втулками внутри. В верхней части бачка расположена резьбовая горловина, закрытая пластмассовой крышкой 45 с резиновой прокладкой и пластмассовым отражателем, имеющими отверстия для сообщения с атмосферой. Вставленные внутрь главного цилиндра поршни 34 и 39 разделяют полость цилиндра на две камеры: первую и вторую (считая от вакуумного усилителя). Каждая из них сообщается со своей секцией бачка через компенсационные отверстия и трубки, первая камера имеет также перепускное отверстие.